Кэрол Дуэк
Гибкое сознание
Обзор книги от Натальи Шабалиной
Видеоверсия обзора здесь
Кэрол Дуэк - психолог, и большую часть своей профессиональной жизни она посвятила исследованиям на тему успехов и неудач, и почему это происходит.
А именно, Кэрол исследует, как люди относятся к своим талантам и способностям и как это влияет на их достижения.
Кэрол выделяет два типа людей:
Первый тип - те, кто верит, что таланты - это врожденные способности
Второй тип – те, кто верит, что каждый способен меняться и развиваться – дело лишь в количестве приложенных усилий.

Никто не отрицает, что мы рождаемся с разными способностями. Но как мы будем к ним относиться, мы можем выбрать.
Люди с установкой «данность» держатся за свой статус «талантливый» и поэтому реже пробуют новое, боятся выглядеть глупыми или неуспешными, страшатся любых неудач, не переносят критики.
Люди с установкой на рост воспринимают критику как шанс научиться еще чему-то, пробуют новые методы, относятся к неудачам как к временному явлению и как к возможности чему-то научиться.
Когда я стала анализировать свою жизнь сквозь эту призму, я обнаружила, что именно эта установка на данность сыграла со мной злую шутку в изучении английского. У меня математический склад ума, и все, что касалось математики, давалось мне невероятно легко, просто, как будто я уже все знала и лишь вспоминала эти знания. И на фоне других в классе я была просто мега звезда. Помогало ли мне это научаться - конечно, нет. Это лишь помогало мне чувствовать себя математической звездой. Но это давало мне право думать, что напрягаться в изучении чего-то – это не моё.
И именно это установка на данность в изучении английского настигла меня полным ходом – я хотела вот так раз и сразу заговорить. Но мало того, что мой педагог, который тоже явно был с установкой на данность, всячески пытался показать мне, что у меня вообще нет способностей. Я и сама не очень-то старалась, ведь я привыкла, что должно быть легко. Оставаясь очень долго в плену этой установки, я вместо того, чтобы тратить усилия на изучения английского, искала способ выучить английский быстро… думаю ответ на вопрос «хорошо ли я знаю английский?» очевиден.
Но хорошая новость от Кэрол состоит в том, что мы в любом моменте жизни можем изменить эту установку, это потребует усилий и фокуса.
В своей книге Кэрол уделяет много внимания именно тому, как воспитывать эту установку в себе и в детях.
В книге приведено невероятное количество примеров и в спорте, и в бизнесе, и в личной жизни. Про спорт примеры самые понятные и простые. Многие известные спортсмены показаны именно сквозь этот аспект, и сколько труда лежит за каждым успехом. Про бизнес тоже увлекательно.

Лидеры с установкой на данность чаще всего авторитарны, всегда правы и часто разрушают бизнес - в этом списке и Кен Лэй из Энрона, и Ли Якокка.

А лидеры с установкой на рост поощряют групповое взаимодействие, самостоятельность, способность выражать свое мнение. И к этим руководителям Кэрол относит и Лу Герстнера, сео IBM; Энн Малкахи - сео XEROX, и конечно Джека Уэлча из General Electric, который по мнению Дуэк развивал установку на данность именно в ходе своего карьерного роста.
По своему опыту могу сказать, я работала с разного типа боссами и в разных культурах. Но любить свою работу и эмоционально не выгорать в моей системе координат возможно только в компаниях с установкой на рост.
И самой неожиданной для меня оказалась глава о влиянии этой установки на отношения. Хотя по прочтению главы понимаешь, что по другому вроде и быть не должно. Эта установка позволяет нам принимать свои ошибки и ошибки других, не жить в иллюзии, что отношения должны строиться сами собой. И именно совместный рост делает отношения более близкими и глубокими.
Ну и отдельная глава посвящена тому, как же нам помочь нашим детям в формировании этой установки.

И я вот подумала, что сейчас как никогда у родителей большой соблазн сформировать у своих детей установку на данность. Во-первых, они возносят детей на божничку и изначально их определяют как талантливых и самых лучших. Во-вторых, родители часто вмешиваются в школьный процесс, дискредитируют учителя, что позволяет детям думать, что оценки учителя – это неважно, но при этом и доверие в плане учебы к учителю пропадает. Где учиться ребенку если он уже уровня Бог, а учителя - недостойные.
С другой же стороны, у многих учителей тоже установка на данность, поэтому они формируют ее же у своих учеников.

Именно поэтому эта книга является обязательной к прочтению всеми учителями.


Примеры учителей, которые верили в своих учеников, и придерживались установки на данность очень вдохновляют.

Ну и если вы родитель, и поняли, что пока не умеете по-другому, в этой книге очень много подсказок, как сделать это реальным в вашей жизни.
И еще. Сейчас все компании ищут способ оценивать и привлекать таланты. Но часто у самих компаний оценка талантов идет из установки на данность. Они где-то есть эти таланты и надо их найти. А из теории Кэрол Дуэк, в первую очередь, важно создать в организации культуру установки на рост и получается именно установка на рост является ключевым фактором оценки при отборе талантов. И кстати, именно этим способом отбирала известная русская балерина и талантливый педагог Марина Семенова. Она смотрела, как ученицы реагируют на критику. Именно те, кто нормально воспринимал замечания считался более потенциальным.
Меня эта книга сильно вдохновила и пересмотреть свои установки на некоторые темы в моей жизни, особенно на изучение английского. Книга удобно структурирована, в конце каждой главы есть ключевые мысли и фокусы внимания - как и над чем работать, чтобы развивать установку на рост и этому же посвящена отдельная последняя глава.

И если у вас вдруг нет времени читать книжку, но очень хочется развиваться и практиковать установка на рост, то Кэрол предлагает большое количество упражнений. И одним из них я с вами поделюсь.
Создайте два ритуала.

Первый утренний. Ответьте утром себе на следующие вопросы:
Какие сегодня намечаются возможности для учебы и роста? Для меня лично? Для людей вокруг меня? Составьте план и укажите как, когда и где вы приступите к его выполнению.

Второй вечерний. Например за ужином обсудите с семьей как прошел день. Но в принцип обсуждения заложите ответы на вопросы: «Что нового каждый из членов семьи узнал?», «Какую ошибку я сегодня совершил, и чему она меня научила», «Куда я сегодня прикладывал свои усилия и каких результатов достиг». Держите фокус внимания именно на этих вопросах. И если увидите изменения, не останавливайтесь.

Ведь всё только начинается)

Развивайтесь и живите красиво.

Подписывайтесь на мой канал,
чтобы быть в курсе актуальных и полезных знаний.