Адам Грант
Брать или
Отдавать?
Обзор книги от Натальи Шабалиной
Видеоверсия обзора здесь
Брать или Отдавать?
Меня давно волновал этот вопрос: я всегда отмечала для себя людей настроенных на отдачу и тех, кто живет с позицией потребителя. Это видно во многих аспектах жизни. Именно поэтому, когда я увидела эту книгу, основанную на куче исследований, купила ее без промедления.
Адам Грант - специалист по организационной психологии и преподаватель Уорнстонской школы бизнеса при Пенсильванском университете - исследовал эту тему более 10 лет.

В своих исследованиях он первоначально разделил людей на Дающих и Берущих. Дающие любят больше отдавать, чем получать. Берущие же неизменно ставят свои интересы превыше других и настроены на получение.

После ряда наблюдения Адам решил ввести третий тип в исследования - обменивающих – это те кто, соблюдает баланс между брать и давать.

Проанализировав связь типа поведения с успехом, Адам обнаружил вот такую закономерность: внизу на лестнице успеха оказались как вы думаете кто? Дающие. И если это так, то кто же наверху? Вы не поверите, но тоже Дающие. Так как же все-таки это влияет на успех и почему одни дающие не достигают успеха, другие же находятся на самой его вершине. И почему дающие обходят берущих и обменивающих?
Как же отличить берущих и дающих?

Дающие способны устанавливать обширные сети контактов, при этом относятся одинаково хорошо ко всем людям, независимо от статуса и иерархии. Берущие же часто невероятно милы с вышестоящими или важными людьми, и при этом пренебрежительны к людям с более низким статусом.

Еще один из критериев берущих - это так называемое токование.
Токование - это ритуальные действия самцов, подчеркивающие их привлекательность для самок. И одним из таких примеров является вот такая история (вообще книга полна примеров и исследований). История, которая мне лично очень понравилась. Это рассказ о Кене Лэе - сео компании Энрон, известной своим грандиозным банкротством за счет вранья акционерам. Адам однозначно утверждает, что Лэй берущий и как подтверждение приводит один интересный факт - размер фотографии СЕО на годовом отчете компании. Лэй не был скромнягой и печатал свою фотку на всю страницу (если получится вставить фото), при этом как другие сео из категории дающих печатали скромно в уголке свое фото.

Проверив эту гипотезу, Грант утверждает, что рейтинги аналитиков на 100 % коррелируют с размерами фотографий руководителей в ежегодных отчетах.

Где же здесь обменивающие? Адам Грант определяет, что в стратегии обменивающих есть два недостатка:
Первое - когда вы даете что-то другому с надеждой получить ответную услугу - люди чувствуют эту манипуляцию.
Второе - они выстраивают гораздо меньшие сети контактов.
Однако быть дающим легко - утверждает один из героев этой книги, Адам Рифкин. "Правило пяти минут" - надо всегда хотеть сделать что-то для другого человека, обычно на это уходит не более 5 минут.
Вторым важным аспектом является вклад в сотрудничество. И тут более очевидно, что дающие не только помогают другим, но и создают атмосферу сотрудничества и помощи, улучшая в целом климат в организациях. При этом в супружестве и бизнес партнерстве это играет невероятно значимую роль. Если вы думаете, что вы делаете гораздо больше, чем ваш партнер - ваше партнерство обречено.
И немаловажный фактор: кто берет на себя ответственность.
Далее Адам раскрывает одну из моих любимейших профессиональных тем - поиск и определение талантов. И тут он приводит очень интересный факт того, что Дающие верят в таланты других, и люди показывают успехи. Берущие всегда настороже и в сомнениях чистоте намерений других. Обменивающие же ждут, когда талант сначала проявится, и потом уж они выступят. То есть выявление таланта - это неверная точка старта. Психологи утверждают, что первична мотивация и интерес. И именно дающие легче определяют упорных и мотивированных. При этом Дающие умеют слушать других, а Берущие более склонны считать себя умнее остальных.

Четвертый аспект, который рассматривает Грант - это стратегии влияния.
Есть две стратегии: доминирование и престиж. Берущие склонны к доминированию и общению с позиции силы. Дающие же идут по пути завоевания престижа или авторитета. В этой главе автор приводит примеры того, как формируется авторитет, и исследования о том, что Дающие и в такой профессии как продажи тоже на вершине успеха.
И вот когда мы услышали много фактов о том, как важно быть Дающим,
где же та самая отличительная черта успешных Дающих от лузеров?
Как в своей самоотдаче не истощиться?

1) Успешные Дающие амбициозны, у них есть цели и задачи. Они знают, чего хотят. То есть они помогают другим без ущерба и не впадают в патологический альтруизм. Это не находится на разных полюсах - помогать другим и заботится о своих интересах - не противоречит друг другу. Жертвенная же самоотдача в отсутствии инстинкта самосохранения становится всепожирающей. При этом именно разумный альтруизм убережет нас от выгорания + правильная стратегия смены видов деятельности, направленных на себя и на других. Причем, более эффективной была стратегия посвящать один день в неделю для добрых дел, чем размазывать их понемногу на всю неделю. И наполняют добрые дела только в случае вашего осознанного выбора из радости, а не из чувства долга. Люди на пенсии, которые тратят часть времени на волонтерскую деятельность гораздо реже подвержены депрессии.
2) Неуспешные Дающие имеют с своем арсенале три абсолютно неэффективные стратегии. Они излишне доверчивы. Именно это часто превращает их в тряпку((( Им нужно научиться просеивать всех через сито искренности. Они излишне сочувствующие, и им нужно научиться понимать, что думают другие, а не только сочувствовать им. Излишне робкие, в тот момент когда надо заявить о своих потребностях, желаниях или позиции. И идеальной стратегией для их трансформации становится стратегия обменивающего, особенно в отношениях с берущими.
Далее Грант делится своей идеей о том, как развивать альтруизм в компаниях и обществе. С одной стороны, психологи до сих пор не могут договориться о том, почему люди это делают - лежит ли в этом чистый альтруизм или все-таки это такая разновидность эгоизма. При этом соглашаются в том, что именно чувство единения - ключевая причина помощи. Причем, если человек на вас чем-то похож, то ваше желание помочь ему усилится. А если же это какое-то очень редкое сходство - то усилится втройне. Грант рассказывает, что очень важно найти свою оптимальную индивидуальности. То, что с одной стороны позволит вам быть частью сообщества, и при этом выделяться среди других его членов.
Что же мы можем сделать для развития культуры разумного альтруизма? Грант предлагает один метод - "кольцо взаимопомощи". Эта акция проводилась в разных компаниях и результаты ее прекрасны. Собираются сотрудники, и каждый выходит и просит о чем-то других, о чем-то важном для него. Просьбы могут быть самыми разными: помочь устроить ребенка в детский сад, совет по выбору места отпуска или любой другой. Любые ситуации, когда можно помочь знанием, советом, связями.
Это кольцо не только создает доверие, но и учит людей просить о помощи. А успешные Дающие умеют не только давать, но и просить - если нужно. Создает контекст поощрения альтруизма, влияя на культуру компании и возможность Дающим открыто проявлять это в работе и задавать тон для других.

Для тех же, кто вдруг не нашел себя среди Дающих, но ему захотелось стать таким Грант написал целую главу рекомендаций.
Ну что, и книга, и исследования прекрасны.
На многие вопросы, которые у меня были, я получила ответы. И уж конечно меня точит желание попробовать кольцо взаимопомощи в своей компании.
Понимаю, что нелегко, поэтому пойду вербовать амбассадоров в эту идею.
Результатами обязательно поделюсь!
А в следующий раз я расскажу вам о книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» - о еще одном важном качестве для нашего успеха. Из этой книги я узнала новый термин – пронойя. Это состояние противоположное паранойе. Мнимая вера в то, что другие заботятся о вас и говорят о вас только приятные вещи за вашей спиной.