Шабалина Наталья
О мотивации к обучению и способности научаться
Когда я обнаружила у себя на компьютере три вкладки на тему: где я хочу поучиться, три уже начатых курса, зависших примерно на первой трети, - та часть меня, которая отвечает за здравый смысл откровенно взбунтовалась, и выдвинула претензию той части меня, которая любит учиться.

Хоть внутренние конфликты и неизбежная часть нас, я засучила рукава и занялась анализом и аудитом всего прошлогоднего обучения. Хотелось успокоить свою рациональную часть.

А похвастаться нечем, картина малоприятная, если честно. Грешна.

Каюсь и пишу свои пороки.

Первый порок: дофаминовая ловушка. В каждом из нас есть своя боль, и хорошо описанный тренинг попадает в эту боль и дофамин шепчет "купи-купи и мы решим свои проблемы и заживем долго и счастливо". Однако увы - любой новый навык это всегда - труд, потому как новая нейронная связь не появляется от одного желания. Нужны многократные повторения, как известно "повторения - мать учения"

Второй порок - умения в стол. Это из серии "ой как интересно", но применять этот навык негде..
Третий порок - я сейчас послушаю, а потом сделаю. Ага, как же. Это потом не наступает в 90 % случаев.

Четвертый порок - мне нужно вдохновение. Тупо вдохновиться тоже непонятно на что и зачем. Выходишь вроде заряженный, а потом думаешь о чем это было. (это больше про конференции и мотивационные тусовки)
Дальше шел вопрос:
Я действительно научилась, или это был этакий тестдрайв!?
Какую часть обучения я довела до формата хотя бы осознанной компетентности?Тут была пара ярких проблесков и маленьких побед.


Дальше, чтобы мой внутренний конфликт закончился, включилась коучинговая часть меня(неожиданно) и предложила составить список чек-вопросов при возникновении желания учиться.

Первый критерий: Цель. Как бы это не было банально. Зачем я иду учиться, только честно - если вдохновиться, то на что? Если тусоваться, то каков результат? Какой результат я жду? Инвестировав время в этот тренинг какие дивиденды я получу. После каждого мероприятия - обязательно резюме.


Второй критерий: Где и когда я буду тренировать и использовать это умение? Особенно актуально, если это навыковый тренинг. По моему опыту, если это ненужно в ежедневной жизни, то для этого необходимо специально выделенное время. Лучшие тренинги - это те, где есть регулярная тренировка с обратной связью от тренера, и жесткими регламентами по времени. Меня, как иррационала, дедлайны организуют.

.
Учиться я люблю, но мотивация учиться и способность научаться - реально разные вещи)))
Третий критерий: Учитель. Детальная проверка того, кто учит. Сейчас учат практически все. Формула "прочитал-пересказал" или "послушал курс на английском - пересказал" активно используется очень многими тренерами (никого не хочу обидеть). Здесь меня меньше всего волнует именитость тренера, дипломы, регалии "лучший из лучших" и тд. У меня два критерия. Первое - у человека реально есть этот навык, он умеет это делать и я могу проверить. Второе - тренер способен донести до меня информацию. Это очень важно, я знаю немало сильных тренеров, но они не могут удержать долго мое внимание. И говорят они важные вещи, и в квалификации их у меня нет сомнения, но лично мне не заходит. А другой - вроде говорит по смыслу тоже самое, но в этот момент со мной происходит какая-то трансформация. Вот такие вот тренеры-трансформаторы в моей жизни особо ценятся.

Четвертый критерий: Три дня. Даже если по всем критериям заявка на обучение прошла, не принимать решения. Подождать пару-тройку дней.

Учиться я люблю, но мотивация учиться и способность научаться - реально разные вещи)))